Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Города и села » Населенные города и села
» Хутхул, Агульский район, Дагестан
Село Хутхул - одно из крупных в Агульском районе. На сегодня здесь около 150 хозяйств и более 400 человек населения. Расположено оно в 1,5 км от райцентра, хотя можно сказать, что почти слилось с Тпигом из-за продвигающихся к Хутхулу новостроек. Хутхул обладает огромными территориями пастбищ и сенокосных участков. На юге он граничит с Курахским районом, с селами Усуг и Хпюг, на севере его владения доходят аж до Мисси и Курага.

Село имеет большую историю. Хутхул - одно из самых старых сел в нашем райо­не. Несколько раз менялось его местополо­жение ввиду многочисленных нашествий. Село подвергалось разрушениям, но отстраивалось вновь. И сегодня руины мож­но наблюдать в местностях «Xlapyx» и «Гъуралдал»

Кого только ни видели стены Хутхула за его многовековую историю - монголы, арабы, персы. И каждый раз полчища захватчиков встречали здесь упорное сопротивление. Но силы были неравны. И село подвергалось уничтожению. За старым селом есть площад­ка, на которой, по преданию, аскеры Надир-шаха затоптали лошадьми героически оборо­нявшихся жителей села. А женщины и дети были угнаны в рабство. Существует преда­ние, что находившиеся на заработках отход­ники из нашего села встретили на одной из тегеранских улочек женщину, которая, сби­вая масло, пела на агульском языке песню, где упоминалось наше село. Оказывается, ее еще ребенком угнали в плен. Находясь на чужбине, она предавалась воспоминаниям по родному краю.

Когда после опустошительного иранско­го нашествия опустела южная часть Кушан-дере и местность, где теперь расположено се­ление Хпюг, решением межаульского совета старейшин из Хутхула для воссоздания аулов Кураг и Хпюг туда были направлены по две семьи.

В 20-е годы прошлого века, когда передо­вой отряд Красной Армии, устанавливая в нашем районе Советскую власть, подошел к селу, хутхульцы в очередной раз оказали со­противление. Для переговоров с обороняю­щимися в село был послан красноармеец по имени Юсуп. Однако переговорщик обратно не вернулся. Он был заколот вилами женщи­нами. Красноармейцы потребовали вернуть тело, в противном случае обещали предать село огню. Говорят, что до сих пор жители села, откуда был родом убитый красноарме­ец, называют нас кровниками.

По рассказам старожилов, в те годы село было зажиточным. Население имело много крупного и мелкого рогатого скота, выращи­вало в достатке пшеницу. В период раскула­чивания большая часть скота была конфис­кована, а сами жители загнаны в колхоз. Да какие тут могли быть кулаки. Люди работа­ли на себя. Дедушка и бабушка рассказыва­ли, что когда моему прадеду сказали, мол, не­сколько овец зарежем для семьи, а то ведь заберут, он ответил: почему я должен мень­ше тысячи сдавать.

Многие так называемые кулацкие семьи были высланы в Киргизию.

Они до сих пор проживают там. Побывав­шие там родственники говорят, что в посел­ке компактно проживают выходцы из многих сел Агульского района, однако все они раз­говаривают на хутхульском диалекте. Нас, оставшихся в селе, между прочим, они назы­вают колхозниками.

Со дня созданиями до перестроечных вре­мен хутхульский колхоз был одним из пере­довых хозяйств в районе. В лучшие времена в нем насчитывалось до 7 тысяч голов МРС и до 300 голов КРС. В 1939 году председатель колхоза Р Алиев, зав. ОТФ М. Баршаев и зав. МТФ А. Гасаев участвовали в ВДНХ в Москве за отличные показатели по производству сельхозпродукции. Кроме обширных земель в горах, хозяйство располагает лучшими кутанами в Каякентском районе рядом с курортной зоной.

Лишним свидетельством солидного возраста села служат многочисленные кладбища. По воспоминаниям стариков, на площади, где ныне расположена администрация села, стоял лес надгробных камней, которые кувалдами свалили «строители нового». Да и дорога, проходящая через верхнюю часть села, построена на старинных могилах.

В Хутхуле на сегодня две действующие мечети, одна из которых - памятник горской архитектуры и зодчества. В советские времена она, как многие ей подобные, была приспособлена под склад. Теперь она приобрела свое первоначальное предназначение. До Советской власти при мечети было и медресе, славившееся во всем Дагестане.

Учиться сюда приезжали со многих концов нашего горного края. О высокой религиозности жи­телей села может свидетельствовать тот факт, что, когда в очередной раз селу грози­ло уничтожение, наши предки спрятали в пе­щере над селом ящики со священными кни­гами - Коранами, дабы они не подверглись ко­щунству со стороны иноземцев. Там они и до сих пор хранятся.

Когда началась Великая Отечественная война, семьдесят восемь хутхульцев отправи­лось на фронт, вернулось лишь 34. На Курс­кой дуге погиб старший лейтенант Исмаил Гусейнов, кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды. Всего двенадцать дней не дожил до Победы кавалер ордена Сла­вы III степени и медали «За отвагу» Курбан Ахмедов. Гаджисалих Рамазанов прошел путь от Северного Кавказа до Кенигсберга и вернулся домой с орденом Отечественной войны и двумя медалями.

Хутхульцы ковали победу не только на фронте, но и в тылу. 32 человека работало на строительстве оборонительных сооружений, в прямом смысле не щадя своих сил. При строительстве умерли три уроженца нашего села. Бывший учитель Хутхульской СШ 3. Галимов работал на строительстве бронепоез­да «Комсомолец Дагестана»

Что и говорить, село всегда славилось своими людьми. Можно вспомнить Р. Исмаилова (Манучарин), который был членом ЦИК ДАССР, депутатом Верховного Совета ДАССР. Или депутата Верховного Совета ДАССР Керимову Раханат. На научном по­прище больших заслуг добились доктор ме­дицинских наук, хирург О. Мустафаев, док­тор химических наук К. Рамазанов, кандидат медицинских наук М. Шабанов. Кавалер ор­дена Знак Почета А. Курбанова до сих пор работает в родной школе.

А кто в районе, да и в Дагестане не знает двукратного чемпиона России по вольной борьбе, чемпиона мира среди полицейских, мастера спорта международного класса Рамиса Рамазанова. Хутхул дал семь матерей - ге­роинь, а подвиг X. Генджаевой является уни­кальным в своем роде: 12 сыновей из 12 детей.

Что сегодня представляет Хутхул? На реке Чирагчай три моста, 2 из которых - арочные, построенные в старину всем джамаатом. Тре­тий мост - это гордость села. Он был построен совсем недавно, при его строительстве исполь­зовалась новая технология возведения буро­вым способом. При въезде и выезде из старой части села стоят два ПИРА, построенные в куполообразном стиле.

Местная школа была построена в 1936 году. Она носит имя нашего земляка Д. Гашимова, погибшего в Афганистане. В бою за город Асадабад он ценой своей жизни прикрыл отход роты. За подвиг Д. Гашимов был посмертно на­гражден медалью «За отвагу».

В свое время школа считалась одной из лучших не только в районе, но и в респуб­лике, что отметила даже московская комис­сия.

И ЗА ЕЗИДА НЕ ОБИДНО

Жители соседних сел называют хутхуль­цев езидар. Не известно, откуда пошло это название. Может, до принятия ислама сель­чане исповедовали культ божества Авесты, последователей которого так и называли.

В школьные годы я часто задумывался, с чего это хутхульцев жители других сел, когда шутя хотят слегка задеть, обзывают езидами и обидно это воспринимал, но до сих пор, откуда и с каких времен это пошло ни в литературе, ни в устных преданиях не нашел. Тогда как, прозвища других сел как-то понятнее и каждое имеет свою реальную или выдуманную предысторию. Особенно часто, в годы учебы в Тпигской СШ, к этому прозвищу прибегали ровесники -тпигцы, также как и мы в отношении их к прозвищу «пеэч», так сказать по-соседски взаимные дружеские колкости.

А что же конкретно означает слово езид, мне стало понятно после школы, когда стала доступна академическая литература.

Езиды (от перс, «езд» — бог, «езди» — признающий бога) называют себя последователи особой религиозной секты или самостоятельной религии, распространен­ной среди курдов Ирака и Турции (в небольшом количестве живут также в Иране, Сирии и Закавказье). Общее число езидов в наши дни оценивается в 200 тысяч человек. Их верования соединяют в себе элементы древней религии персов зороастризма, язычества, иудаизма, ислама и христианства несторианского толка.

Езиды веруют в единого бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека, которого изображают в виде медного или бронзового павлина. Это-то и дало повод считать езидов «поклонниками дьявола». Езиды верят в загробную жизнь, принимают как обрезание, так и крещение. Религиозные доктрины езидства изложеы тайнописью в священных «Книге откровений» и «Черной книге». Из многочисленных признаваемых ими пророков езиды больше всего почитают шейха Ади (ок. 1074 — 1164), основателя вероучения. Потомки шейха являются духовными главами езидов. Храмов или общих молельных мест у езидов нет. Единственное место паломничества-могила и храм шейха Ади в одноименной долине к северу от Мосула. Езиды делятся на мирян, «муридов», и духовенство, «руани». Духовные лица, в свою очередь, подразделяются на высших (эмир, шейхи, пиры) и низших (каввали и кочаки). Езиды в отличие от полукочевых курдов полностью оседлы.

А вот что пишет о езидах известный немецкий писатель Карл Май в своем знаменитом восточном романе «Через пустыню, через гарем».

«... У езидов не такие строгие правила в отношении женщин, как это принято у мусульман. Они ведут патриархальный образ жизни, и нигде на Востоке я так не вспоминал о немецкой семейной жизни, как у езидов. Конечно, обычные люди не обладают такой ясностью религиозных взглядов, как пир Камек, но, сравнив их с двуличными греками, безнравственными торгашами-армянами, мстительными арабами, ленивыми турками, лицемерными персами и разбойными курдами, я научился уважать этих открытых и мужест­венных людей. Их культ представляет собой объединение различных черт халдейства, ислама и христианства...»

В Курахском районе, на границе с Агульским, есть агульское селение Курдал, а в Тпиге тухум гурдар. Может это как-то взаимосвязано с курдами. Как знать……

Также жители райцентра называют своих со­седей чIкьатар, хотя никто не помнит, чтобы здесь занимались гончарным делом. Может, в незапамятные времена, и с тех пор из уст в уста-сохранилось.

После установления Советской власти было решено создать районный центр Агуль­ского района в Хутхуле. Были вырыты фун­даменты под административные здания. Од­нако население воспротивилось. Особенно сильно село преобразилось в последние годы. Настоящей бедой для хутхульцев была про­блема обеспечения питьевой водой. Сегодня в село водопроводы, построено 5 родников. Доб­ротно отремонтированы клуб и сельский Дом культуры. Старое кладбище со стороны доро­ги в новой части села полностью отгороже­но.

Примечателен один из обрядов хутхуль­цев. который из агульских сел присущ только Хутхулу. При рождении первого сына каждый глава семьи идет без какого-либо приглашения к дому новорожденного и открывает пальбу в воздух. Хозяин выхо­дит и приглашает его к застолью. Этот обряд исходит к временам абрекства на Се­верном Кавказе. Когда рождался ребенок мужского пола, считалось, что в рядах во­инов добавился еще один. Это событие зна­меновалось пальбой, скачками и обильной гульбой с бузой.

ХУТХУЛЬСКИЕ АМЕРИКАНЦЫ

Свои корни пустили хутхульцы и в Соеди­ненных Штатах Америки. Из Баку ушел на войну мой дядя, двоюродный брат отца Аб­дурахман. Говорят, он был советским офице­ром. Он считался пропавшим без вести. Счи­тая его погибшим, когда я родился в ноябре 1956г.. меня нарекли его именем. Прошло где-то около двух месяцев, семья получает письмо из США от Абдурахмана, прошедшее все цензурные инстанции. С того же дня была отменена пенсия в 12 рублей бабушке.

История пребывания моего дяди в Амери­ке, как он нам писал, такова.

Попал в окружение, потом - плен. Когда захватили Берлин и разделили город по сек­торам между державами - победительницами, дядя оказался в американском секторе. Ему сказали: можем тебя передать русским и тебя ожидает 25 лет лагерей, так что выбирай. Он выбрал Америку. Женился на русской сани­тарке - эмигрантке, которая приняла ислам. Они проживают в штате Айова, имеют троих детей, которых зовут Гайдар, Аминат и Тамам. Дядя писал, что дважды совершил хадж в Мек­ку. Получили мы от него и посылку. Кроссовки, которые он прислал, износила моя дочь. Иног­да пишет американский хутхулец Абдурахману агульскому хутхульцу Абдурахману

Приезжал к нам домой один агулец из Кушан-Дере, военный переводчик от него: дядя наказал ему побывать в Хутхуле, уви­деть Джалила, моего отца, принести весточку и горсть хутхульской земли, что и было исполнено этим парнем.

А мы с ним отправили в Америку агульс­кие джурабы, семейные реликвии, старинные фотографии и вид на современный Хутхул. Вот такая вот история.

По другой версии, он являлся советским разведчиком-нелегалом, в пользу которой говорит встреча с ним нашего военного пе­реводчика. Такие вещи в КГБ или ФСБ слу­чайно не происходят.

Из села Хутхул были призваны в ряды Со­ветской Армии 80 человек. Учащиеся решили увековечить подвиг своих земляков. Несколько лет разыскивали и устанавливали связи с вете­ранами. Все принимали участие в поиске и сбо­ре материалов. Куда только ни писали ребята. В военкоматы, в Министерство обороны, в ар­хивы. Когда получали письма из архивов с отве­том, в школу приходили нескончаемым потоком односельчане узнать, числится ли в списках его сын или брат. До получения ответа из архива многих считали без вести пропавшими. Многие узнали, где они воевали, какие у них награды, и где похоронены. Из 80 участников войны вер­нулись домой только 34 участника. 16 хутхуль­цев имеют боевые награды, два из них награж­дены орденом «Красной Звезды». Советом отря­да были взяты на учет 32 человека, которые уча­ствовали на трудовом фронте на оборонитель­ных рубежах городов Хасавюрт и Буйнакск с сентября до января 1943 года. Из них 3 погибли и были похоронены там же. 29 человек верну­лись домой, из них 10 женщин.

Не считаясь с трудностями военного вре­мени, сельчане из своих личных сбережений помогали фронту. Каждая мать и сестра вя­зали теплые носки и варежки, чтобы отпра­вить защитникам Родины. Все для фронта, все для Победы - таков был девиз тех лет. И об этом мы должны помнить всегда и пере­дать подрастающему поколению.

Абдурахман Манафов, "Вести Агула", № 11-12

Фотографии
13.04.2013 | Просмотров: 2448
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2024 · Алпания | Хостинг от uCoz