Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Города и села » Населенные города и села
» Муслах, Рутульский район, Дагестан
Муслах — село в Рутульском районе Дагестана.

Село Муслах расположено на высоте 2148 м над уровнем моря, на склоне Главного Кавказского хребта в верховье Самура. Село зажато двумя реками: по течению с правой стороны — Самуром, с левой — Каяна (Гое). В сторону Самура склон от села составляет 75 градусов, а в сторону Гое — все 90 градусов — стоит сплошная скалистая стена. Ближайшие сёла — Мишлеш, Цахур.

Муслах — крупное селение. Часть жителей в годы советской власти перебралась в соседний Азербайджан. В частности, селение Катех (Белоканского района) и город Закатала, административный центр Закатальского района.

По переписи 2002 в селе проживало 781 человек. Национальный состав: цахуры. Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты.

Известные уроженцы:
Ферзалиев Яхья — герой Социалистического труда;
Наврузов Шахбан — кавалер Ордена Ленина;
Гаджимусаев Гаджимуса Гусейналиевич — генеральный директор СУ-39 города Москвы. Заслуженный строитель Российской Федерации;
Эмиржанов Байрамали — герой Социалистического труда.

В Муслахе расположены два зиярата. И на данный момент строится вторая мечеть. В селении функционирует средняя школа, клуб, мечеть, две столярные мастерские, библиотека, магазин и сельсовет.

*****

Н.Н. Гасанов, профессор ДГПУ, журнал "Народы Дагестана", № 3, 2011 г.:

Возрождение Горного Магала

История цахурского селения Муслах, расположенного в Рутульском районе высоко в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря, уходит в глубокую древность. Это небольшое селение цахурцев.

Кто бы ни побывал в Муслахе, восхищается его природой – рядом сосновый лес, водные источники с целебными свойствами, в низовьях протекают реки: с одной стороны Самур, с другой – Гояна, богатая форелью.

С древних времен основным занятием муслахцев было скотоводство в сочетании с земледелием. Разводили, главным образом, мелкий скот. Зимой его обычно пасли на Закавказской равнине, а весной возвращали в горы. Так было и до революции 1917 года, и в советский период.

В эпоху социализма жители Муслаха вновь проявили свои лучшие качества: умение хорошо работать и вести хозяйство, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, проявляли патриотизм и интернационализм.

В Муслахе колхоз был организован в 1936 году. В нем тогда трудоспособного населения было 80 человек, хозяйств 40, на которые приходилось овец и коз – 1200, крупного рогатого скота – 50, лошадей – 40 голов. К 1982 году колхоз имел овец – 6131 голову, а крупного рогатого скота – 231 голову, лошадей – 17, автомашин – 14, тракторов – 9, трудоспособного населения – 300 человек, хозяйств – 91.

Пример коллектива этой высокогорной сельхозартели – убедительное свидетельство того, что в условиях советского периода, вопреки измышлениям российских либералов, человек работал на себя, на свое общество, труд приносил счастье человеку, являлся не только средством удовлетворения жизненных потребностей, но и духовного и нравственного обогащения личности.

Далеко за пределами Рутульского района известно имя нашего сельчанина Яхьи Ферзалиевича Ферзалиева – Героя Социалистического Труда, известного животновода, старшего чабана. Более сорока лет он работал чабаном, любил свою профессию, гордился ею.

Правление колхоза уделяло постоянное внимание улучшению культурно-бытовых условий животноводов. На кутанах построены хорошие дома, созданы условия для отдыха. К услугам чабанов были телевизор, радио, газеты, журналы, художественная литература. Такие условия были созданы в Улан-Холлской зоне отгонного животноводства. Это правда.

Передовики производства в Муслахе стремились передать свой опыт товарищам. В этом нельзя не видеть нового нравственного начала. Муслахцы гордились и гордятся династиями животноводов Аслановых, Башировых, Наврузовых, Шахбановых и др.

Селение славилось и мастерами-кузнецами – это братья Мехтиевы, Шахбановы, Эмирджановы; известными строителями – Бакаевы, Магаррамовы; музыкантами – Наврузовы, Башировы и др.

Широко было развито шефство над молодежью. Наставники учили молодых мастерству, передавали им лучшие трудовые традиции. А сами перенимали опыт таких замечательных тружеников старшего поколения, какими являлись Гусейн-Али Гаджимусаев, Рамазан Маллаев, Искандер Муслимов, Магомед Наврузов, Наврузали Ферзалиев и др.

Колхоз имени Свердлова действительно был одним из передовых в районе. Неоднократно как передовое хозяйство колхоз заносили на республиканскую Доску почета. В 1979 году ему присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. За достигнутые успехи колхоз был награжден и Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В начале 50-х годов в Муслахе был построен прекрасный клуб – первый в горном магале, медицинский пункт, библиотека, здание правления колхоза. В 1956 году cеление было радиофицировано. К тому времени муслахцы уже жили в благоустроенных домах, в них современная мебель, холодильники, радиоприемники, газовые плиты, телевизоры. Муслах электрифицирован. Во второй половине 60-х годов была установлена телефонная связь с райцентром и другими селениями. К сожалению, как и в других селениях, в начале 90-х годов она перестала функционировать.

Добрую память хранят муслахцы об уважаемых жителях села, вложивших немало труда и энергии в развитие экономики и культуры села: Н.Г. Гасанове, Ш.Н. Наврузове, И.Н. Наврузове, М.А. Бакаеве, Д.Б. Бабаеве, М.С. Баширове, И.С. Баширове, Ш.Г. Баширове, И.И. Муслимове, Р.О. Маллаеве, Н.Ф. Ферзалиеве, Я.Ф. Ферзалиеве, А.А. Асланове, М.А. Асланове и многих других.

За добросовестный труд более 10 человек из Муслаха награждены высокими наградами Родины. Одному из них присвоено высокое звание Героя Соц. Труда.

Важнейшей ценностью для муслахцев является семья. Как правило, семьи у них многодетные, в них высок авторитет родителей, показывающих пример скромности детям. Разводов было исключительно мало. В Муслахе семь женщин награждены золотой медалью «Мать-героиня». Разрушительные процессы 90-х годов оказали негативное влияние и на семьи муслахцев.

Женщины на своих хрупких плечах стойко выносили и выносят тяготы высокогорных условий, упорно работали, решая нелегкие задачи домашнего быта. А в осенние и зимние дни и вечера они занимались производством паласов, сумахов, ковров, шерстяных джурабов с удивительно красивыми узорами, которые пользовались спросом в соседних селениях.

В далекие 50–70-е годы в селении насчитывалось около 100 хозяйств. Со второй половины 80-х годов в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств начался отток жителей в другие регионы республики, частично в Азербайджан. Эта серьезная проблема касается не только нашего района, но и республики в целом. На наш взгляд, при умелой работе республиканских, районных муниципальных структур можно было бы уменьшить отток населения из сельской местности.

Большую работу по воспитанию подрастающего поколения проводит коллектив Муслахской общеобразовательной средней школы. В далекие 50-е годы в ней работали русские учителя. Муслахцы благодарны им за то, что они учили их великому языку, великой русской культуре.

В 1957 году в Муслахе был один человек со средним педагогическим образованием, а сегодня более ста имеют высшее или среднеспециальное образование. Немало моих земляков самостоятельно поступило в престижные московские университеты, институты.

На сегодняшний день из небольшого селения вышли шесть человек с учеными степенями. Среди них доктор философских наук М.Д. Магаррамов, кандидат филологических наук М.Д. Магаррамов, кандидаты медицинских наук А.Н. Гасанов, А.Г. Гасанов, кандидат химических наук Б.Д. Бабаев, автор этих строк имеет ученую степень кандидата философских наук и получил научное звание профессора. Пятеро из них в разные годы учились в Муслахской средней школе.

Нельзя не отметить и вклад директора школы Н.Н. Гасанова, завуча И.И. Муслимова в формирование опытного педагогического коллектива, в обеспечение качества учебно-воспитательной работы. Успехи муслахцев также связаны и с именем М.Н. Гасанова, работавшего председателем колхоза в 1970–1980 годы.

В те годы коллектив школы уделял большое внимание вопросам патриотического и интернационального воспитания учащихся. Проводились вечера поэзии, посвященные творчеству советских поэтов, конкурсы на лучшее сочинение.

В то же время у цахурцев, в том числе у жителей Муслаха, есть острые социально-экономические проблемы. Усугубились они с конца 80-х годов XX в. Многие из них связаны с неумением управлять в новых условиях. Как известно, реформы 90-х годов прошлого столетия привели к значительному обнищанию населения, разрушению многих отраслей хозяйства, в частности аграрного сектора – скотоводства и земледелия. Усилился отток населения из цахурских селений. Обострились проблемы, связанные с развитием здравоохранения, культуры, сохранением и изучением родного языка, народных традиций, а также проблемы, связанные с представительством в различных структурах власти.

Цахурцы, а также муслахцы не оказались в стороне от этих процессов. По разным причинам и здесь тоже прошел ураган. Было разрушено все созданное трудом старших поколений, усилился отток жителей, как правило, в города. Последствия оказались настолько негативными, что по развитию основной отрасли хозяйства – животноводству – селение оказалось на уровне 1936 года. Это факт. Мы ничего не преувеличиваем. Ушла в прошлое былая слава колхозов. Сейчас в цахурских селениях осталось менее 50% жителей, в Муслахе – примерно 40–45 хозяйств. Уменьшилось количество учащихся в школе. Если в 70-е годы в Муслахской СШ их было 150, то сегодня – 35 человек. Давно перестали в Цахурской зоне работать радиоузел, связь, мельница, которая являлась самой мощной в горном магале. Жители селений раньше получали дополнительную продукцию, обрабатывая закрепленные за ними приусадебные участки. Сегодня этим никто не занимается.

Многое было сделано в семидесятые годы по улучшению водоснабжения в селениях, в т.ч. в Муслахе. Был реконструирован водопровод, проложенный во второй половине XIX в. В нашем селении он был построен на личные средства аварки Меседу из Белокани. Сохранилась памятная плита с соответствующей надписью на нем. К сожалению, сегодня отсутствует должный уход за водопроводом.

В цахурских селениях перестали проводить и такие праздники, как Навруз – прекрасный весенний праздник, встреча животноводов, трудовые субботники… Почти забыты многие семейно-бытовые традиции. Такие проблемы характерны и для всех селений горного магала.

Издавна у цахурцев при проведении свадьбы большое внимание уделялось развлекательной стороне – они были насыщены музыкой, песнями, скачками. Выступали ашуги, канатоходцы, силачи, музыканты. Как правило, эти выступления носили импровизированный характер, виртуозно исполнялись. Они оставляли эмоциональный след, способствовали взаимопониманию представителей разных национальностей, принимающих участие в свадебных торжествах. Сегодня, к сожалению, содержательная сторона свадеб цахурцев ослаблена, остается желать лучшего.

Духовно-нравственный кризис, охвативший страну, не обошел стороной и моих земляков.

В наше время и среди цахурцев, как правило, главенствуют «царь»-рубль, «царь»-доллар. Отношение к человеку стало определяться его финансовым состоянием и занимаемым креслом. Это исключительно опасно, разрушает в человеке гуманное начало, ведет к духовно-нравственной деградации людей.

Известно, что в прошлом у моих земляков на первом плане всегда были человеческие качества, коллективность, знания, профессионализм, но ни в коем случае не деньги, не должность.

Чтобы возродить наши положительные традиции, нам всем придется много, очень много работать. Для решения проблем социально-экономического и культурного развития требуется немало ресурсов и усилий по разработке и реализации конкретных целевых программ. Здесь могли бы проявить себя и «новые» цахурцы, помогая возродить родной край.

Сегодня для всех цахурцев нужны настоящие хозяйственники, управленцы – руководители, способные самостоятельно мыслить и решать возникшие сложные задачи. При назначении и избрании руководителей хозяйств, сельских администраций следует учитывать не симпатии и антипатии, а знания, профессионализм, компетентность той или иной кандидатуры.

Центром духовной культуры, как известно, являются школы, библиотеки, клубы. Самыми авторитетными людьми в условиях селения были учителя, врачи. Они выполняли и выполняют свой долг. Однако, по разным причинам, авторитет их стал менее высоким.

Учителя цахурских селений призваны вернуть былой авторитет личным примером, упорным трудом, скромностью и высокой моральной ответственностью.

Считаю не лишним рассмотреть вопрос о строительстве базовой общеобразовательной средней школы и новой больницы в селении Мишлеш. Почему именно в Мишлеше? Во-первых, сегодня это селение является самым крупным среди цахурских; во-вторых, в нем имеются соответствующие условия для строительства школы и больницы. Инициатива должна исходить от жителей горного магала, разумеется, по согласованию с депутатами разных уровней.

И последнее. Жители Муслаха и других селений горного магала на всех этапах развития советского, а теперь и демократического российского государства показали и показывают себя подлинными патриотами и поэтому заслуживают уважения и поддержки. Уверен, что если руководители разных уровней власти будут ближе к народу, найдут с ним общий язык, возрождение горного магала, где проживают цахурцы, произойдет.
11.09.2013 | Просмотров: 1095
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2017 · Алпания | Хостинг от uCoz