Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Народности » Будухцы
» Общие сведения
Будухцы или будухи (самоназвание: будад) — лезгиноязычная народность — жители горного села Будух..

Численность

В настоящее время численность будухцев в Азербайджане оценивается около 1000 человек.

Расселение

Будухцы живут главным образом в селе Будуг (Будух) Губинского (Кубинского) района, расположенном в 64 км к юго-западу от города Губа (Куба) на склоне Бокового хребта Большого Кавказа в Азербайджане. Издавна будухцам приходилось покидать родное село из-за недостатка пахотных земель и селиться на окружающих территориях. В районах Мушкур, Шабран и др. будухскими переселенцами заложены новые поселки типа «оба», или «гышлаг» – Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаг-лыоба, Гаджиханоба, Кырхлароба, Рамазангышлагы, Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Ага-лыг, Ялавандж и др. Все эти отселки Будуха, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик.

Язык

Будухцы говорят на будухском языке, который не имеет диалектного членения. Относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.

Письменность

Будухский язык бесписьменный.

История

Распространено мнение, что будухцы были одним из государствообразующих племён Кавказской Албании. Будухцы имеют богатую историю. Сведения об этой народности встречаются в официальных документах сефевидских шахов, кубинских ханов и российских царей, различных исторических трудах (А.Бакиханов, Ф.Шнитников, Гербер, Иоганн Густав, Ф.Симонович, И.Березин).

Село же Будух впервые упоминается на рубеже XVI и XVII веков в документе о его передаче в качестве лена Улуг Ага бею и Неймат бею. В 1607 году шах Аббас I возложил управление Будухом на Мелика Давудова, представители рода которого управляли селом вплоть до XX века сын Мелика Давудова Сабир Давудов. Большой труд был выложен со стороны Сабира Давудова в реставрации мечети в селе Будух. Будухские беки были одним из трех бекских родов, официально получивших право на бекство в Кубинском ханстве.

В течение XIX в. численность населения Будуха колебалась от 2300 до 3500 человек. По официальным статистическим данным 1839 года, в с. Будух имелись 286 хозяйств с 1095 душами мужского населения, в 1863 г. – 329 хозяйств с 2155 душами, а в 1870 г. – 393 хозяйства с 2411 душами населения обоего пола.

Сведений о политических событиях, связанных с будухцами, немного. Среди них борьба будухских «беглецов» против шаха Надира, бегство в Будух в 1796 году кубинского хана Ших-Али и его переезд в Мискинджу.

Религия

Вероисповедание - Ислам (суннитского толка).

Культура

Испокон веков ведущей отраслью хозяйства в селе Будух в силу естественно-климатических условий этого района было животноводство, в первую очередь овцеводство. Полеводство и садоводство было развито у будухцев, переселившихся в прибрежные районы. Недостаток пахотных земель приводил к тому, что земледелие не обеспечивало минимума, необходимого для пропитания сельчан.

Кухня

Главным продуктом питания у будугов служило мясо овец и коз. Ели также говядину, мясо буйволов, диких коз (туров) и зайцев. Излюбленным мясным блюдом служила баранина в свежем и сушеном виде. Под влиянием азербайджанцев они заготовляли на зиму «бастырму». Для этого нарезанное кусками мясо солили, а затем, перемешав его с измельченными душистыми травами, складывали в большие глиняные кувшины и зарывали в землю для того, чтобы оно оставалось в прохладе. Под влиянием азербайджанской кухни широко распространены такие блюда, как долма, шашлык, люля-кебаб, плов и др.

Одежда

Традиционная одежда очень схожа с одеждой других горских народов Кавказа.

Мужская одежда будухцев состояла из нательной и верхней рубахи, штанов («шалвар»), бешмета, чухи, бурки, папахи, шубы («кавал») с обыкновенными и ложными декоративными рукавами. Обувались главным образом в чарыки. Представляет интерес и шерстяная узорчатая обувь, называемая «кемечар» или «шатал». Состоятельные мужчины особое внимание уделяли чухе с газырями и папахе. Чуху шили по возможности из покупного сукна («махуд»), а папаху - из лучших мерлушек. На чуху и бешмет надевали пояс. На поясе спереди обязательно подвешивали кинжал.

Женская традиционная одежда по покрою и типологии также не отличалась от горских народов Кавказа, особенно кубинской зоны Азербайджана: лезгин, крызов и хиналугцев. Она состояла из нательной рубахи («перем»), штанов, платья («булаша»), верхней одежды («валчаг»). Обувью будухских женщин служили кожаные поршни («шалмар»), вязаная обувь («кемачар»), шерстяные носки с узорами, а также чувяки, башмаки и сапожки. Поверх архалука зимой женщины носили шубы. Зажиточные семьи изготовляли женские шубы из дорогих выделанных шкурок. Верхняя одежда женщин имела серебряные украшения и монеты. На шее носили бусы, на кистях рук – браслеты, на пальцах – серебряные кольца, а у богатых – золотые. Женские серебряные пояса пользовались большим спросом. Праздничные наряды как у мужчин, так и женщин отличалась от повседневной одежды качеством материи и обилием украшений.

При составлении статьи использован материал из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Будухцы
01.10.2011 | Просмотров: 810
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2024 · Алпания | Хостинг от uCoz