Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Народности » Цахурцы
» Общие сведения
Цахурцы или цахуры (самоназвание: йыхъбы, цIаIхбы) — лезгиноязычный народ, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана. Является коренным малочисленным народом Республики Дагестан (Россия) и Азербайджана.

Численность

Общая численность цахурцев — около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе в Дагестане 10 тыс.) и Азербайджане (12,3 тыс. человек). По некоторым оценкам общая численность цахурцев оценивается в 50 — 90 тыс. человек.

Расселение

Цахурцы живут в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону, верховья реки Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.

Всего насчитывается 29 цахурских селений. В Дагестане цахуры населяют 13 аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Микик, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джыных, Баш-Калял, Баш-Мухах. В Азербайджане цахурцы живут в 16 селениях: Мухах (7,2 тыс.), Сувагел (Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Алибайрамлы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гезберах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 ыс.) , Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы (Узюмлю) (1 — 1,5 тыс.).

Более десяти цахурских поселений — Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулах, Свердлово, Новый Мишлеш и другие — возникли на прикутанных хозяйстах в Бабаюртовской зоне. Также цахурцы живут в крупных городах: Махачкала (2098 чел.), Каспийск (95 чел.), Кизляр(79 чел.), Дербент (78 чел.) и др.

В семи пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахурцы), Чардахлар (аварцы и цахурцы), Тала (азербайджанцы, цахурцы и аварцы), Гюуллюк (в прошлом село называлось Джыных, азербайджанцы и цахурцы), Зарна (азербайджанцы и цахурцы). Значительное число цахурцев живет в городах Закаталы (10 тыс.) и Кахи (5 тыс.). Кроме того, цахурцы проживают в городах Баку (117 чел.), Сумгаит, Мингечаур.

Этноним

Этноним «цахурцы» или «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур. К цахурцам и рутульцам употребляют название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось. Сами себя цахурцы называют йыхъбы, цIаIхбы'.

Лезгины (ахтынцы) называют цахурцев къалтагъар (от къалтагъ 'вьючное седло'), а азербайджанцы — лезги, либо saxurlar (сахурлар). У других соседних народов цахурцы именуются: по-аварски — хъалтагъал, цIахурал, по-лакски — цІахъюр.

История

Происхождение цахурцев уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками цахурцев и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Цахурцы — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием «йикийцы — албанцы» (в переводе означает «мы горцы», «мы народ») входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Учитывая, что многие названия на Кура—Алазанской долине связаны с цахурским языком, можно предположить, что цахурцы в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX—начале XX в.

Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и в цахурском селении Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):
а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.
б) в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.
в) в Мамрухе-развалины средневекового храма, датируемого III — IV вв. н. э.
Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Упоминания о цахурцах встречаются в древнеармянских и древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков».

Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV в. цахурцы и рутулцы еще не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

В XV веке на территории проживания цахурцев образовалось ханство с центром в селении Цахур. В начале XVIII века резиденция правителя была перенесена из Цахура в Илису, где правителем был избран Алибек I, названный султаном. Илисуйский султанат просуществовал вплоть до ликвидации Царской Россией в 1844 году, когда султан Даниял-бек перешёл на сторону имам Шамиля, возглавившего борьбу северокавказских горцев против царской армии.

После ликвидации Илисуйского султаната была введена русская администрация; часть цахурцев вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входившей сначала в Каспийскую область, а затем в Дербенскую губернию и Дагестанскую область. Чтобы лишить движение Шамиля поддержки цахурцев, царское правительство в 1852 году насильно переселило цахурцев Дагестана в Азербайджан, многие их селения были разрушены и сожжены. В 1861 году цахурцам было разрешено вернуться на прежние места проживания. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», цахурцы общей численностью 2 430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года цахурцы населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа общей численностью 5,149 человек.

Язык

Цахурский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее он близок к рутульскому языку. Язык делится на цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахурцев распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахурцев вторым языком является — азербайджанский.

Письменность

В период с 1935 по 1938 год функционировало начальное обучение на цахурском языке. До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском. В 1990 году постановлением Совета Министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит, а в 1996 году в Баку была опубликована азбука на цахурском языке на латинской основе. В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Религия

Верующие цахурцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).

Культура

Цахурцы по культуре и быту близки к рутульцам и лезгинам.

При составлении статьи использован материал из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цахурцы
01.10.2011 | Просмотров: 2634
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2018 · Алпания | Хостинг от uCoz