Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Народности » Лезгины
» Общие сведения
Лезгины (самоназвание: лезги; мн. числ.: лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана.

Численность

Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2010 года, составляла 474 тыс. человек, а в Азербайджане, согласно данным переписи 2009 года, — 180 тыс.

Расселение

Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана.

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский районы, также проживают в Рутульском, Тарумовском, Кизлярском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3 % населения Республики Дагестан.

В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Кабалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.), Геокчайском, Агдашском районах и во всех крупных городах, в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). Являются вторым по численности народом Азербайджана.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)». В онлайновом справочнике Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 364 тысяч на 2007 год. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек.

Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно.

Помимо своего исторического ареала проживания, многочисленные лезгинские общины имеются почти во всех регионах России, где их общая численность составляет 88 482 человек (перепись 2010); совокупная численность лезгинских диаспор странах в Ближнего Зарубежья, в первую очередь СНГ (Туркмения, Казахстан, Украина, Киргизия и др.) достигает 30 тысяч человек. Численность в Турции оценивается лезгинскими организациями до 40 тыс. человек (1990).

Антропологический тип

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа. У небольшой части лезгин, проживающих на территории Азербайджана просматриваются элементы каспийского типа. Для кавкасионов-лезгин характерны сравнительная удлиненность лица, более выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров.

Этноним

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

История

В I веке до нашей эры многочисленные племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, объединились в союз 26 племён, образовав в Восточном Кавказе государство Кавказская Албания, просуществовавшее до VIII века н. э. Под воздействием внешних завоевателей Кавказская Албания распадается на ряд областей — Лакз, Ширван и др.

В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) на обширной территории Ширвана создаётся лезгинское государство-ханство со столицей в Шемахе, которое было признано Россией и Османской империей.

В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. В XVI—XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство, кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже Кюринского ханства, лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии.

В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия).

Язык

Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Среди лезгин распространены также русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.

Письменность

До начала XX века лезгины пользовались арабским письмом («аджам»). Согласно КЛЭ письменность у них существовала на арабском, турецком и азербайджанском языках. Пользоваться арабским алфавитом лезгины начали в середине или во второй половине XIX века, когда отдельные поэты (например Етим Эмин) стали записывать свои стихи и песни при помощи арабских знаков. В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году бала издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука». Однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.

Религия

Верующие лезгины исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба, меньшинство ханафитского мазхаба. Исключение составляют жители селения Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, которые являются шиитами (джафаритский мазхаб).

Культура

В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар.

Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

Литература

Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к ХI — ХII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомером XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.

Традиционная одежда

Традиционный мужской костюм (общекавказского типа) — черкеска (чуха) однобортный кафтан с открытой грудью, длиною чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами — что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (лезгинское «гьазыр» — готовый) — прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще — костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом: белого цвета у князей, красного у дворян, серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (бешме) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (шалвар) с широким шагом к низу сужались . Папаха (пармак) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Бурка (курт) - длинный, войлочный плащ, чёрного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь — чувяки (чувекар) шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы - (шаламар) из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал (капур) и шашка (шуьшка) или сабля (тур). Рукоять и ножны кинжала богато украшались серебром, как правило, черненным, чтобы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом.

При составлении статьи использован материал из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лезгины
01.10.2011 | Просмотров: 1599
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2024 · Алпания | Хостинг от uCoz