Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Города и села » Населенные города и села
» Буршаг, Агульский район, Дагестан
Буршаг — село в Агульском районе (до 1934 — в Курахском районе.) Дагестана. Административный центр сельского поселения «Сельсовет „Буршагский"».

Расположено в 30 км к северо-востоку от села Тпиг, на р. Кошанапу (бассейн р. Чирагчай), у подножья г. Джуфудаг.

Часть жителей в 70-х гг. ХХ в. переселилась в с. Чинар Дербентского района. В 2008 году в селе проживало 634 человека.

Национальный состав: агульцы.
Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты.

Достопримечательности:
Квадратная боевая башня.
Мечеть (ХI в.).

*****

Село Буршаг

Буршаг - одно из древнейших сёл Агула, самое высокогорное село, расположенное у подножья вершины Джуфа-дага (3015 м) в долине Кушан, конечный населенный пункт - Кушан-дере.

Жители села Буршаг говорят на весьма своеобразном кушанском диалекте агульского языка. Вместе с соседними сёлами Арсуг и Худиг, расположенными в долине Кушан, Буршаг образует оригинальный культурный, языковой и географический анклав, выделяющий их среди агулов.

Территория Буршага граничит с тремя районами: Табасаранским, Кайтагским и Дахадаевским. Близкое соседство с ними наложило свой отпечаток на быт, нравы и обычаи буршагцев. Традиционно жители с. Буршаг имели родственные связи не только с жителями соседних агульских сёл, но нередко и с табасаранами и даргинцами. Здесь много семей, образованных в результате межнациональных браков. Для буршагцев характерен традиционный интернанационализм, как на бытовом уровне, так и в духовной сфере. На торжествах нередко исполняются лезгинские, азербайджанские, даргинские песни.

Сведения о жителях Кушан-дере упоминаются в древних источниках, в частности в источниках X века Абу Хамида ал-Гарнати. Во время строительных работ около дома М. Камбарова были обнаружены домусульманские захоронения с богатым погребальным инвентарём, который позволяет отнести его к VIII-X вв. Эпиграфические записи, зафиксированные специалистами, относят к XI-XII вв. Большое количество обнародованных строительных надписей относится к XIII-XV вв. Известный востоковед А.Р. Шихсаидов свидетельствует, что джума-мечеть в с. Буршаг построена 650 лет тому назад.

Селение построено на хорошо защищенном месте, в форме крепости с квадратными оборонительными башнями. Известно, что в окрестностях Буршага 11 июля 1851 г. произошло жестокое столкновение отрядов князя Аргутинского-Долгорукого и Хаджи-Мурата, в результате которого отряд наиба Шамиля имел многочисленные потери. Два больших кладбищ, павших в бою воинов отряда Хаджи-Мурата до сих пор напоминают об этих кровавых событиях, и называют их здесь кладбищами «шагьидов» - жертв за веру и ислам.

Климат в ущелье Кушан сухой, зима малоснежная. Высокий хребет Джуфадаг экранирует ущелье от влажных воздушные масс, идущих с предгорий. Осадки остаются на противоположной его стороне, в Табасаране. Там буйно растут леса, а здесь лишь редкие клочки березового криволесья на крутых северных склонах.

Село расположилось на высоте около 2200 м над уровнем моря, поэтому характер фауны и флоры здесь вполне высокогорный, а состав ее из-за сухости климата обеднен. Высокотравных лугов с обильными цветоносами мало, поэтому дневные бабочки здесь немногочисленны. Более разнообразны жуки-жужелицы, есть редкие эндемичные виды. Из рептилий распространена дагестанская ящерица - обитатель каменистых мест в горном Дагестане, а также змеи - степная гадюка и медянка. Из амфибий - малоазиатская лягушка. Над склонами кружатся альпийские галки, клушицы, на лужайках перепархивают горихвостки, вьюрки и другие мелкие птицы, в небе парят бородачи и грифы. В скалах прячутся кеклики и куропатки, гнездятся беркуты. Из млекопитающих можно встретить зайца, лисицу, волка, барсука, ласку, куницу.

Основные занятия буршагцев - скотоводство и земледелие. Земля отвоёвывалась у крутых склон в условиях высокогорья клочками, кусками. Много террасных полей. Земля каменистая и малоплодородная. Выращивают на полях рожь, картошку. В то же время здесь много сенокосных участков и прекрасных субальпийских лугов. Леса мало, на северных склонах местами растёт берёза Радде.

Погода резко континентальная. Климат из-за высокогорья очень суров, нередко хлебные посевы, сенокосные луга бывают побиты градом. Случается, что летом может выпасть снег. Например, 12 июня 2000 г. в Буршаге выпал обильный снег, который лежал 2-3 дня.

Буршаг и буршагцы сохранили свои самобытные обычаи, обряды и традиции. И это представляет огромный интерес для этнографов, фольклористов, историков и лингвистов. Многие обычаи и обряды буршагцев связаны с солнцем. При длительной засушливой погоде буршагцы, расположенные у подножья Джуфа-дага, поднимались на вершину, горы и просили послать им дождя, при этом резали чёрного барана. Или совершали ритуал «пешеппай»: одевали подростка в соломенную одежду (надевают на голову нечто похожее на соломенную копну) и водили по селу, причитая и обливая водой, прося дождя. Ещё один обычай вызывания дождя: старый мужчина отправляется к источнику «Ицав-эцв», разбрызгивает воду, имитируя осадки, читает молитвы. Не менее живописно и колоритно проходит обряд вызывания солнца при длительной дождливой погоде - «биркинцай». К рукоятке лопаты прибивают палку, образуя крест. Затем одевают «чучело» в нарядную женскую одежду, завязывают платок. Хоровод девушек обходит село с песнями. Получив подарки, останавливаются у священного места - пира. Читают молитвы, делят подарки. Возглавляет шествие обычно взрослая почитаемая женщина. Раньше в Буршаге такие обряды непременно возглавляла тётушка Салимат, которая была к тому же сельским лекарем.

Весенний праздник Навруз (по-буршагски «Къёткъётай») здесь отмечают особенно весело, разжигая огромные костры и перепрыгивая через них, загадывая при этом желание. Чрезвычайно интересно проходят свадьбы, представляя собой фольклорный ритуал с элементами современных торжеств. Сватовство, похороны, различные праздники и траурные дни имеют свои особенности, достойные подробного описания и анализа. Многие обычаи и традиции буршагцев оставляют неизгладимое впечатление и вызывают восхищение у приезжих.

По данным посемейных списков 1886 г., в Буршаге насчитывалось 47 хозяйств с населением 291 чел. В настоящее время в селении проживает более 100 семей с населением более 500 чел. Много буршагских семей проживает в городах Каспийск, Махачкала, Дербент, селе Чинар.

Наиболее состоятельные и последовательные мусульмане Буршага ещё в старину совершали изнурительный (в течение года) хадж в Мекку. В XIX веке хаджи совершили представители родов Джаргат, Бачавур, Пашавур, Агурар. Для совершения хаджа нужно было раздобыть 16 золотых монет. Жители окрестных сёл, районов совершали зиярат (паломничество) в Буршаг как в село, где ещё в старину 7 человек побывали в Мекке. Из уст в уста передают легенды о жизни шейха Шабана, который лечил душевно больных людей и мог предсказывать ход событий. Авторитет его среди соседних табасаранов и кайтагцев был особенно велик. Вспоминают, что при приближении его к селу дорогу выстилали коврами. Рассказывают также, что шейх Шабан подарил корову своему соседу-бедняку Джамакаю, впоследствии ставшему одним из богатых и именитых людей Буршага. Джамакай, уже став богатым и именитым, кавхой (старейшиной) села, сделал много полезного для своих земляков. По стопам шейха Шабана пошёл его сын Гашум, ставший кадием села и одним из самых образованных людей своего времени. У Гашума арабской грамоте учились муталимы из Табасарана, Кайтага и других краев.

Буршаг - село долгожителей. Более ста Лет жил Джаргатов Магомед, который когда-то был жандармом (у него был даже псевдоним Жандарма-Магомед. Прославился тем, что был прекрасным лекарем и костоправом. Об удивительных способностях лекаря до сих пор сохранились легенды. Более ста лет жили также Ици Магомед, Шихрин Мазанай, Джамакай, Гадамай, Сунабав, Цациврин Курбан, Гамза, Исра-фил. Поныне живы долгожители Эспет, Фарзинат, Фатимат...

Большой известностью во всём Южном Дагестане пользовался Багаудин Сулейманов, который в 60-70 годах XX века на протяжении многих лет был имамом мечети г. Дербента. Его отличали благородство, глубокий ум, прекрасный облик и голос. Проповеди Б. Сулейманова отличались магической силой. Во всём этот человек был мастером. До переезда в г. Дербент он строил в родном Агуле мосты и дома. Не брезговал пахать землю, косить сено. Багаудин подкупал своим трудолюбием и простотой.

Запомнились сельчанам организаторы и руководители Абдул-керим Музаев и Булай Каидов. В частности, Булай Каидов, руководя местным колхозом, впервые в районе в самом отдалённом селе провёл электричество, построил электромельницу. Колхоз им. Дзержинского при нём стал одним из лучших, а его председатель Булай Кадиев был отмечен орденами и медалями, ездил в Москву на ВДНХ. Его традиции продолжил младший брат Гусейн Каидов, который, начиная с должности председателя колхоза, в течение 7 лет руководил Агульским районом, а затем был переведён на работу в Аппарат Народного Собрания Республики Дагестан.

Первым учёным из Буршага был Шарафудин Магомедович Ахмедов, выросший сиротой, живший в детдоме. Он с отличием окончил университет и работал в Дагестанском филиале АН СССР. Ш. Ахмедов прожил мало, но оставил заметный след в исторической науке. Он защитил кандидатскую диссертацию, выпустил ряд работ (в т.ч. был соавтором монографии «Агулы»). Ранняя смерть прервала его плодотворную работу. Это был один из лучших специалистов по средневековью дагестанской истории. Ш. Ахмедов похоронен в родном селе, для которого он сделал очень многое, оставил первые научные наблюдения о родном крае.

Первым учителем Шарафудина Ахмедова и почти всех, кто потом сам стал учителем, является Абдулкадыр Мазанаев, до сих пор продолжающий работать в родной школе. Учительский стаж А. Мазанаева составляет более 60 лет. В его семье выросли основатели агульской письменности - доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, директор НИИ филологии, декан филологического факультета Дагестанского госуниверситета Шабан Мазанаев и кандидат филологических наук, доцент Исмаил Мазанаев. Другие сыновья А. Мазанаева стали известными людьми. Старший сын Нурипаша Мазанаев - зам. генерального директора строительной компании «Арси», заслуженный деятель культуры РД. Осман Мазанаев, заслуженный учитель РД, долгое время работал директором Буршагской средней школы, сейчас - заместитель главы администрации Агульского района. Младший сын Юнус работал в Управлении Федерального казначейства по РД, в настоящее время работает в адвокатуре. Исмаил Мазанаев - доцент кафедры английской филологии ДГУ, на протяжении ряда лет был командирован в Индию.

Одним из первых представителей агульского народа был удостоен почетного звания заслуженного работника культуры Шабан Асукаев (в 1957 году), глава большой и известной семьи.

Буршаг славится образованными людьми. Особенно почётен здесь труд учителей. Буршагская средняя школа считается одной из лучших в Агульском районе. Здесь трудятся мастера своего дела историк Наби Мазанаев, биолог Мазанай Мазанаев, физик Магомед Раджабов, химик Гайдар Мазанаев, филолог Байранкиз Айвазова, математик Абдулатиф Имамов и многие другие. Выходцы с. Буршаг занимают и ответственные должности в г. Махачкале и других городах. Ильяс Мазанаев является ответственным работником налоговой инспекции республики. Магомед Мазанаев работал на ответственных должностях в системе Дагпотребсоюза, в настоящее время является заведующим базой. Магомедсалих Гамзаев - ответственный работник УЖКХ г. Каспийска, Ибрагимхалил Рамазанов - ответственный работник городского управления образования Каспийска, Замир Ахмедов - главный экономист Каспийского завода точной механики, Асукай Асукаев - ответственный работник строительной фирмы «Арси-2». В различных правоохранительных органах работают Казим Асукаев, Зулкаид Каидов, Рамазан Раджабов и другие выходцы из с. Буршаг. На ответственной работе в органах внутренних дел г. Москвы находится подполковник Казим Шабанович Асукаев. Он пользуется большим авторитетом среди работников охраны общественного порядка, имеет ряд наград. Снискал уважение безупречной службой и отмечен государственными наградами подполковник ФСБ Зулкаид Гусейнович Каидов. Суровая высокогорная природа наложила свой отпечаток на характер агулов, в том числе и буршагцев. Они сдержанны в своих поступках и чувствах. Умеют ценить дружбу, доброту. Многие тяготы жизни преодолевают сообща.

Сегодня трудно представить Дагестан без Агула и агулов. Вклад, вносимый ими в общую сокровищницу культуры и искусства, может быть, скромный, но без капли нет и океана.

Республиканская газета "ВЕСТИ АГУЛА" на агульском языке
Выпуск № 8 (5720)
03.04.2013 | Просмотров: 3336
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2024 · Алпания | Хостинг от uCoz