Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Города и села » Населенные города и села
» Кусур, Рутульский район, Дагестан
Кусур (авар. ГьочотIа) — село в Рутульском районе Дагестана. Входит в Кальялское сельское поселение.

Село расположено в верховье реки Самур в устье реки Даккичай, на северном склоне Главного Кавказского хребта, в 50 км к северо-западу от села Рутул.

По переписи 2002 года в селе проживало 638 человек. В 1886 г. было 590 человек.

Национальный состав: аварцы.
Конфессиональный состав: мусульмане.

Согласно преданию, рассказанному автору МухIамадил Магьди (кусурский старожил и хранитель преданий, жил в Хасавюрте, умер пару лет назад), селу немногим больше 1000 лет. Это подтверждают и куфические надписи обнаруженные историком-кавказоведом Тимуром Айтберовым и автором этих строк во время визита в Кусур 21-23 июля 2007 года. По словам Т. М. Айтберова они относятся к середине ХIII века.

Согласно преданию Мухаммадил Магди, Кусур раньше был небольшим аварским селом, население которого летом намного увеличивалось за счет ирибцев, гилибцев и других кьессерцев, приходивших туда с отарами. Позже, 800 лет назад, к ним якобы присоединились 6 семей гочобцев, выселенных из родного села. Как рассказывает МухIаммадил Магьди: "В Гочобе жил один сильный человек, который как-то, желая показать свою силу, разрубил надвое корову. Хозяин коровы, узнав об этом, убил этого человека. Тут же вмешались родственники убитого, и завязалась потасовка, в которую вмешались кьибилы обеих сторон, и произошло кровопролитие. Чтобы избежать раскола селения и большой бойни, было организовано собрание, на котором в качестве судей выступали, как незаинтересованная сторона, представители соседних селений. В конце концов, судьи решили убийцу со всем его кьибилом выселить «за семь перевалов». В этом случае их должны были выселить в Кусур. Таким образом, в добавление к кьессерцам в Кусуре появились 6 семей карахцев из Гочоба. По преданиям самих гочобцев, это были представители самого крупного кьибила в Гочобе (1/2 населения села) — ГIисалал, которые до основания села Гочоб жили в своем родовом поселении — крепости ЧIухIиб. Это село-крепость находилось выше по течению реки Къарал-гIор в 7 км от Гочоба. Это переселение и определило то, что вторым названием Кусура стало ГьочокI. Село притягивало и других переселенцев, кого из экономических, кого из политических, а кого и из соображений обороноспособности. Одно из первых упоминаний села — надпись на рукописной книге: «паломник обоих храмов Али ал-Кусури в 966 г.» (хиджры), по современному календарю это 1558 — 59 гг. (Дагестанские исторические сочинения. М. 1993 г. с.98).

По рассказам кусурских стариков (Гудаев Омар, 1929 г.р.) в Закатальском районе по изгнании грузин с низовий Алазани первоначально они заселили территорию нынешнего села Чобанкол. Затем перешли в местность Пирзуван. Оно находилось между Тала и Мухахом. Кусурцы получили это место для переселения в Цор, когда аварцы освободили его от власти грузин. Но после кусурцы оставили это село из-за скудости пастбищ и переселились в Динчи, где и основали село Кусур-Динчи. Там они жили и в ХХ веке, вплоть до 1950-х годов.

Село в 1852 г. было сожжено, и люди переселились частично в Цор, а большая часть через перевалы Айнсимо и Халахур-кац перешла в Чурмут (село Камилух) и Кьессер (сёла Ириб и Ритляб), далее в Карах (село Урух-Сота). В этих сёлах они оставались до 1860 г., когда большая их часть вернулась обратно, частично они вроде бы и остались — в Урух-Сота, Камилух и Ритляб. В ХХ веке дома в селении снова были перестроены. Из ныне жилых домов в Кусуре, самой ранней перестройке подвергался дом Гудаева Омара (1937 г.).

Рутульские предания говорят о войнах с аварцами, во главе которых стоял Шагьав, совершавший набеги на рутульцев. Он же построил крепость в селении Лучек, захватив село и используя его как опорный пункт. Остатки этой крепости были использованы русскими в 1851 г. для строительства Лучекской крепости. Лучекское укрепление в связи с окончанием Кавказской войны было срыто в 1861 г.

Многочисленные чабанские домики (паж) на летних пастбищах вокруг Кусура были построены неким кусурцем — силачом по имени Джамал. Около мельницы расположен назар — зиярат кусурца по имени Хасан. Он был предводителем кусурского отряда во времена имама Шамиля. Однако там захоронена только голова Хасана.

В Кусуре в 1886 г. было 123 хозяйства — 323 мужчин и 257 женщин, всего 590 человек. Сенокосов на 700 пудов сена, пашни на 1 790 пудов посева. Къайев (летних пастбищ) на 10 000 десятин. Кусуру принадлежали 2 552 десятины в Ширакской степи. В селе 1 мельница, 238 лошадей, 4 осла, 497 голов КРС и 4 744 овец.

По переписи 2002 года в селе проживало 638 человек (по видимому сюда же включено население кутана Камбулат расположенного в Бабаюртовском районе). Единственное аварское село в районе.

Кварталы: КIомурди уба, Гьахъди уба, Исмалазол уба, ТIин-МухIамал уба (за речкой), Огболиял (1-й квартал на этой стороне речки) и т. д.

Кьибилы Кусура:

1. Тониял. Самый многочисленный сейчас среди кусурцев кьибил. Выходцы из аварского села Тони в Грузии. По преданиям оно располагалось в долине Алазани, недалеко от села Къара-хIажи (ныне Дедоплис-Цкаро — райцентр одноимённого района в Грузии, на правом берегу реки Алазани). По информации сообщаемой посланниками московских царей, побывавшими в кахетинских городах и селениях в ХVI-ХVII веках, село с подобным названием располагалось на границе Белоканского района АР и Лагодехского района Грузии. В итогах переписи 1926 г. по Ковахчельскому (кьессерские аварцы, особенно старики, называют его Къабахчули или Къабах-чуниб) сельсовету Азербайджанской ССР (ныне Белоканский район) числится хутор Тене-Али, в котором живут 7 семей (25 человек, все аварцы). Он тоже располагается на границе Лагодехского и Белоканского районов. А если учесть, что тухум Тониял, нередко называют Тон-ГIалиял (Тони-Алиевы), что аналогично названию хутора Тене-Али, то можно с уверенностью говорить о данной местности, как родине кьибила Тониял. Можно предположить, что Тониял вынуждены со своих земель были уйти в Кусур под давлением грузинских князей населявших завоёванные ими земли свои крепостными, этническими грузинами. В состав Тониял в ХIХ веке вошёл небольшой рукъ КIотIошал — выходцы из Кутиха. Скорее всего, расположенного в Чародинском районе, а не в Белоканском. Так как информатор — покойный Мухаммадил Магьди называл Котошевых в составе давних выходцев из «Омур», под которым он понимал аварские земли в границах современного Тляратинского и Чародинского районов. Котошевых — 2 семьи (Мусаев Азиз и Азим).

2. Мазгарал. Выходцы, по одним данным из несуществующего сейчас аварского села «Хъарачоб» (вероятно имеется в виду Ареши, бывшее аварское село, сейчас переименованное в Мтисдзири и заселённое грузинами) в Кварельском районе, а по другим данным, из другого аварского села в ЦIоре — Илисуб. Эта информация сообщена членом тухума Мазгаровым Асхабали, живущим в селении Камбулат Бабаюртовского района. Относительно крупный кьибил.

3. НацIал — Они раньше жили в своём тухумном поселении в долине Самура. Одни указывают на его местонахождение в устье реки ЦIацI-гIор, другие у развалин Къиргъила. Из кьибила вышло много арабистов. Один из них — Малла Ибрагьим. Малла Ибрагим имел богатую библиотеку из нескольких сот Коранов, его толкований и трудов по религиозным дисциплинам, остальные же по грамматике арабского языка, философии, логике, астрономии и т. д. Сейчас в его библиотеке около 150 томов. Ими была восстановлена мечеть в селе Кусур. Живут и в селе Эхеди Тала (квартал Гогъул) Закатальского района. Довольно многочисленный тухум. В селе Кебелоба — 1 семья (Омаров Ибрагим). В состав НацIал вошли ДагIаниял. Этот род произошёл от аварца из Цора и его жены из рода НацIал. Их 4 семьи.

4. Мотокъал. Выходцы из Гьахъди — Къуралал, то есть из Ахты-Кюры. Часть их живёт и в селе Гоаб. По преданиям, на берегу реки Алазани, около села Кусур-Динчи Закатальского района, находился их хутор Мотокъ-уба — 25 домов. В состав Мотокъал вошли Мухтарал или Бороял.

5. Рукекал, ГIертIал (гIеретI — кувшин для воды), Муъминал. Эти три кьибила, называют в числе выходцев из села Гочоб. Название получили из-за основной сельхозкультуры, которую они в прошлом выращивали. Около 10-15 семей Рукекал живут в Астраханской области, на чабанских точках.

6. АхIмад-Ханал — аварцы, родственники султана Илисуба — Ахмадхана, отца Данияла, выселенные из-за совершённого ими убийства. Пришли в Кусур около 200 лет назад, в 1800—1810-х годах. ХIажи-ХIушанал из Чардаха и они являются частями одного клана. В Кусуре являлись одним из самых богатых на сельхозугодья кланов.

7. Исмалал. Объединяли несколько рукъов пришельцев с других мест: ГIисаял, Гуккуял, Шихмаял, ХIажи-Рамазанилал. ГIисаял. Пришли в Кусур якобы из Ширвана. Как рассказывает МухIаммадил Магьди, сам являющийся представителем этого клана, они являются «потомками шейха Ибрагьима, поданного хана Казима из города Барда (современный юго-запад Азербайджана). Хан решил избавиться от непокорного шейха, но тот узнал об этом через знакомого юношу, служившего при дворце хана. Шейх с родней, кочевавший в окрестностях города, разобрал шатёр и, погрузив имущество на верблюдов, ушел оттуда на берега Алазани. Шейх с родней из 18 семей поселился на холме Ширван — къап (холм Ширванцев), одном из немногих, не затапливаемых тогда при разливах мест около реки Алазани, близ современного села Динчи Закатальского района. Вскоре между аварцами и грузинами началась война. Грузины, будучи изгнаны из низин Алазани аварцами, пригласили и потомков шейха переселиться с ними, но они остались. Позже Исаевы вошли в состав Кьессерского бо и обосновались в горном и равнинном Кусуре, а также в Чардахе, где они проживают отдельным кварталом — ГIисаязул уба (квартал Исаевых)». Исаевых в Эхеди Чардахе — 4 семьи (Мамедов Рамазан, Хажи, Нурудин и Омар).

8. Гуккуял (другое название ХIажи-Рамазанилал или Шихмаял). Выходцы из Нукуша. Потомки «кулака» покинувшего Нукуш в начале ХХ века. 5 хозяйств. В состав тухума вошли и ТIинамахIамиял, выходцы из Ириба. Исмалал. Произошли от кусурца и армянки, украденной им в одном из кусурских набегов на Эриванское ханство. Жили и в селении ЧIардахъ Закатальского района.

В Кусуре также жили несколько родственных групп, более поздних (ХIХ-ХХ вв.) переселенцев. Их можно назвать аварским термином рукъ — то есть дом, люди одного дома. 1. МагIачал. Выходцы из Доронуба, потомки зажиточного доронубца МагIача, по каким-то причинам переселившегося в Кусур. 2. Гурдулилал. Выходцы из Грузии. Гурдулилал объединились с ГIайранал. Они, по словам МухIаммадил Магьди, потомки армян. Один из алимов села — Айран-Иса в начале ХХ века был репрессирован как духовное лицо, противостоящее советской власти. 3. МагIалал (другие названия Малла-ГIисалал или ЛъикIав-ГIумарилал). Потомки ЛъикIав ГIумара (Хороший Омар) в 1905-10 гг., из Ритляба в Кусур. Сын Хорошего Омара Мала-Иса получил название МагIарул-ГIиса (Горный Иса). Возникает путаница из-за того, что кусурцы вместо общеаварского звука -лъ произносят -сс. Таким образом, Рилъиб (Ритляб) превращается в устах кусурцев в Риссиб (Дусрах). 4. Нурал. Здесь их считают выходцами из Камилуха, а там пришельцами из Кусура. Во всяком случае в обоих селениях есть калны ими образованные. 5. Лачинал (Соколовы). Выходцы из Цора. Проживают в нескольких селениях Цора — Эхеди Чардах и т. д. В Камбулате — 4 семьи. 6. Расул-Дибирилал. Семьи сыновей Расул-дибира, после Великой Отечественной войны (якобы служил у известного генерала Власова) переселившегося в Кусур из Ахвахского района (село Ингердах). 3 семьи. 7. ГIусбанилал. Армянского происхождения тухум. 4-5 семей. 8. ЧIантIурал. Живут только в селе Эхеди Чардах Закатальского района (Шахбановы Омар, Асхабали и Мухаммад, а также семьи их детей).

На 2003 г. в Кусуре жили 18 семей. В селе тогда было 45 избирателей, 86 человек населения. Сейчас (июль 2007 г.) в самом селении Кусур живут 12 семей. В том числе: 1. Тониял — 3 семьи. Гудаев Омар, Гудаев Анвар и Омаров Нурулла. 2. ТIинамахIамиял — 3 семьи. Исрапиловы Рамазан, Мухаммад и Шамилав. 3. ГIертIал — 1 семья. Эртов Мухаммадхаджи. 4. Шихмаял — 2 семьи. Шихмаев Шихма и Шихмаев Касум (исполняет обязанности сельского дибира, работает в Кусурской начальной школе завучем). 5. ДагIаниял — 2 семьи. Исаков Нурулла и Исаков Залумхан. 6. Мазгарал — 1 семья. Мазгаров Тажудин.

Южнее Кусура расположены развалины других аварских селений — Тарасан, Киргил и Горгитль.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кусур
09.08.2013 | Просмотров: 797
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2017 · Алпания | Хостинг от uCoz