Вход | Регистрация
  Алпания: Народности · Города и села · Культура · История · Природа · Достопримечательности
Фото · Видео · Форумы  
Алпания » Народности » Рутульцы
» Общие сведения
Рутульцы (самоназвание: мыхIаІдбыр, мыхIад) — народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский район), а также северного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район).

Численность

По результатам переписи 2010 года численность рутульцев в России составила 35 240 человек.
В Азербайджане по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек. Национальная перепись населения 1999 года в Азербайджане рутульцев не учитывала.

Расселение

По переписи населения 2010 года в Дагестане проживало 27,8 тыс. рутульцев. Сельских жителей среди рутульцев в России — 58% (2010). Часть носителей рутульского языка в Дагестане и подавляющее большинство в Азербайджане относят себя к лезгинам, называя, как правило, свой язык лезгинским, противопоставляя его кюринскому, то есть собственно лезгинскому языку.

Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:
долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Пилек, Хнюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче, Уна, Цудик.
верховья реки Ахтычай: Борч (Рутульский район), Хнов (Ахтынский район).
территория Азербайджана: Шеки[15], Шин[16], Кайнар, Хырса, Шорсу[17], Дашюз[18], Айдынбулаг[19] и Бейбулах.
Северный Дагестан: село Рыбалко Кизлярского района, Новый Борч и близлежащие хутора Бабаюртовского района.
Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.

Этноним

Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабор) от названия с. Шиназ, ихрекцы (ирекдыбор) от с. Ихрек, борчинцы (буджедбор) от с. Борч, хновцы (хинадбы) от с. Хнов и так далее (сам этноним «рутульцы», как указано, происходит от названия с. Рутул от внешних носителей и является разновидностью экзонима — прим.). Как писал Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось.

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины — мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана — верхняя, вацӀ — река, то есть люди, живущие в верховье реки).

История

В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины), гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана». По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное предположение кажется сомнительным. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ — из пяти. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина — под 1835, Борч и Джилихур — под 1838, Кала — под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек — под 1856 годом. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины, ныне входящие в Азербайджан.

Период феодализма

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение — Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. К 1728 году относится первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»).

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два — Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала.

Россия и советский период

Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2%, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке. В 1991—1992 гг. осуществлён перевод начального обучения на рутульский язык. Ныне среди них нет неграмотных людей.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца.

Религия

Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).

Язык

Рутульцы говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе — «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.

Письменность

До революции рутульцы пользовались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.
В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.

Культура и быт

Основные занятия — животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы — ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения.

Традиционная одежда

Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда — распашной длинный халат — валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения.

Национальная кухня

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.

При составлении статьи использован материал из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рутульцы
01.10.2011 | Просмотров: 1996
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»»»
- Новое в комментариях -
»»»
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
О сайте | Баннеры | Контакты ||| © 2024 · Алпания | Хостинг от uCoz