Алпания » Города и села » Населенные города и села |
|
» Цахур, Рутульский район, Дагестан |
|
Цахур — село (аул) в Рутульском районе Дагестана. Центр Цахурского сельского поселения. Село расположено на северном склоне Главного Кавказского хребта, в долине реки Самур. Название народа, проживающего в некоторых районах Дагестана и Азербайджана, — цахуры[1], происходит от названия села. По переписи 2002 года в селе проживало 326 человек. Национальный состав: цахурцы. Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты.
*****
Цахур — село (аул) в Рутульском районе Дагестана. Центр Цахурского сельского поселения. Название народа, проживающего в некоторых районах Дагестана и Азербайджана, — цахуры[1], происходит от названия села.
Село расположено на северном склоне Главного Кавказского хребта, в долине реки Самур. Население
По переписи 2002 года в селе проживало 326 человек, моноэтническое цахурское село.
Первые сведения о Цахуре (ЦІаІх) связаны с походами Римской империи на Кавказ, Кавказскую Албанию: Лукулла (74-66 до н. э.), Помпея (66 до н. э.) и др.
В труде Закарии аль-Казвини, датируемом 1275 годом, говорится о возделывании в Цахуре злаков, занятии овцеводством, об отсутствии феодального правителя. Также упоминалось о переводе на местный язык книг «аш-Шафеи» и «Музани».[3]. О политическом устройстве Цахуре сообщается: «И нет главы у них, а есть хатиб, который молится с ними, и кадий, который разбирает тяжбы между ними по учению имама аш-Шафи'и...».[4] Упоминается о существовании с начала XII века центров образования и книжной культуре в Цахуре и Рутуле, распространённости арабской и местной грамотности, ремёсел (металообработка, строительное дело и т.п.)[5] В XІV в. Цахур имел своего представителя (посла) в Золотой Орде.
Знаменитый турецкий географ и путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» («Сияхат-наме») пишет: "Мы прибыли в село Захур, в этой местности имеется до 150 селений. Местность подчиняется правителю Юсуф-беку (правил с 1670 по 1695 год).
Ни один город, ни один населенный пункт Дагестана в древности не имел такого расположения хозпостроек, как в Цахуре, они расположены отдельно от жилых кварталов. До настоящего времени в Цахуре сохранились коммуникации жизнеобеспечения — это подземная канализация (бытовая и ливневая), водопроводы. Сохранились также развалины 12 мечетей. Сохранились подземные ходы -сообщения крепости с караванными дорогами. Сохранились в своем архитектурном изяществе развалины общественных бань. Лишь одни кладбища вокруг Цахура занимают около 15 га земли.
В июле 1850 г. Цахур посетил наместник Кавказа князь Михаил Семенович Воронцов (1782—1856 гг.), туда же пригласил высших чинов армии, воющей на Кавказе: Шварца — начальника штаба Кавказской армии, генерал-лейтенанта Аргутинского — командующего армией юга (Прикаспийского побережья), генерал-губернатора Шемахинской губернии Врангеля и многих других, включая и командиров полков. На второй день пребывания в Цахуре М. Воронцов провел секретное совещание, результатом которого стало полное уничтожение сел Горного Магала (13 сел цахуров, 2 — аварцев) в июле-августе 1852 г.
По сообщению арабского географа Закарии аль-Казвини, Цахур в XIII веке был городом большим и главным в стране Лакзан; расположен он в шести переходах от Гянджи и имеет 12000 дворов. В нем медресе, основанное в 1075 году сельджукским визирем Низам аль-Мульком; при медресе имеется учитель и факихи…, рассказывают, что они перевели «Компедий Музани» на цахурский язык и подобно этому «Книгу Имама ал Шафеи» и занимаются они ими обеими.
Отсюда вышли первые представители ученого мусульманского духовенства, известные даже за пределами края — в Золотой Орде, Бухаре и Багдаде. В рукописном фонде ИИЯЛ Дагестанского Научного центра РАН сохранились письменные источники с именами известных цахурских арабистов. К ним относятся Осман-Эфенди, Абдулла-Эфенди из Цахура, Курбан-Эфенди из Мишлеша, Исмаил-Эфенди из Гельмеца, Адбурахман-Джамалетдин-ал Сугюти.
До настоящего времени сохранились мавзолеи арабистов-ученых: в Мишлеше — мавзолей Султан-шейха Эмира, в Цахуре — мавзолей Султана-шейха Махмуда, Шейха Гасан-Эфенди, в Ляките — мавзолей Шейха Абдулвагаба-Эфенди, сохранились также святые места — захоронения известных ученых-шейхов, как Молла-Раджаба в Цахуре, и многие другие святые места, почитаемые у цахуров. Ежегодно многие цахуры из Азербайджана совершают паломничество к этим святым местам. Об этом говорит такой факт ежегодно у мавзолея Султана — шейха Махмуда в Цахуре приносят в жертву около 200—250 баранов приезжие из-за пределов Дагестана.
Научный сотрудник Дагестанского Научного центра РАН М. Нурмагомедов в своей статье «По следам древней рукописи» пишет: "Толковый словарь двухтомного арабского языка «Ал Гарибайн» Ахмеда-бинну Мухаммеда был найден в с. Унчукатль Лакского района. На титульном листе надпись — «Эту книгу перевел Мухаммед сын Абдул-Хасана из Цахура в 689 г. Хиджры (1290 г.)». Словарь составлен тысячу лет тому назад
Цахуры перевели на свой родной язык часть книги «Умму» имама Шафии и книгу «Мухтасар ал Музун» по мусульманскому правоведению. (Из книги Ф.М Гусейнова «К истории Цахуров»
Население Цахура состоит из 7 тухумов (патриархальных кровнородственных объединений): Базева, Исакурар, Мусафурар, Камазяр, Люлиара, Валиханар, Нукарамбы
Выдающиеся уроженцы: Мухтаров, Абдулла Ибрагимович — доктор физико-математических наук, доцент, профессор(кафедра теоретической физики), физического факультета Азербайджанского Государственного Университета. Джафаров, Селим Абдуллатипович — известный учёный-кавказовед, языковед и тюрколог, профессор Бакинского Государственного Университета. Джабраил-афанди Лакити — великий шейх, ученик шейха Махмуда-афанди.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цахур
*****
Село огня
В верховьях реки Самур, на левом берегу, над высоким обрывом, подобно орлиному полету, широко раскинулся древний аул Цахур. Название села переводится с древнеалбанского как «село огня». В XI веке это был уже крупный населенный пункт, связанный торговыми путями не только с дагестанскими владениями, но и c Грузией, и Азербайджаном. Когда-то Цахур был обычным населенным пунктом, но постепенно он увеличивался, здесь начали селиться люди и из других аулов. Со временем Цахур стал столицей Цахурского султанства. Правители Цахура назывались султанами, свою власть они передавали по наследству.
Цахур являлся не только самым крупным цахурским селением, он был также крупным культурным центром. В 1075 году в Цахуре по велению Низама-аль-Мулька была построена школа-медресе, где не только изучали арабский язык, но и учили медицине, мусульманскому праву, переводили книги с арабского на местный. Также медресе являлось книгопечатным органом. По мнению известного ученого А. Р. Шихсаидова, цахурское медресе было первым средневековым университетом на Северном Кавказе, подобных учебных заведений в то время не было даже в Мекке и в Медине.
Известный арабский географ Закария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии».
Жителям Цахура и соседних селений приходилось неоднократно отстаивать свое селение. Так было в 1432 году, когда в Цахуре была построена крепость, после того как близ селения столкнулись войска Цахура, с одной стороны, а Рутула и правителя Кара-Коюнлу — с другой. Войско Цахура одержало победу. Через несколько месяцев в селении была построена крепость для обеспечения безопасности и охраны границ селения. В настоящее время на горном склоне выше селения сохранились развалины этого сильно укрепленного сооружения. Немало лишений пришлось испытать населению Дагестана из-за болезней и стихийных бедствий. В январе 1668 года в субботний день на жителей южного Дагестана и Азербайджана обрушилась страшная беда — неожиданно разразившееся землетрясение в один миг разрушило десятки населенных пунктов. Вот как описывает местная хроника на арабском языке это событие: «Произошло сильное землетрясение… Было разрушено много селений и городов и погибло во время землетрясения много людей».
Людьми овладел страх… Продолжалось это землетрясение год, нет, больше, земля тряслась день и ночь, раз десять…»
Селение Цахур также подверглось основательному разрушению. Были разрушены почти все дома и самое прочное сооружение селения — здание главной мечети. Под обломками тогда погибло сто десять человек.
Но постепенно люди приходили в себя: дома были вновь построены, была восстановлена мечеть. Цахур снова стал большим, многолюдным селением, значительным политическим и культурным центром. В 60-е годы XX века Цахур начал сокращаться в связи с переселением жителей в соседний Азербайджан; обратный процесс пришелся на тяжелые 90-е. Но мало кто вернулся на родину, многие осели в пригородах Махачкалы и ныне не нарушают компактность проживания.
По разным причинам, и в частности из-за безработицы, молодые цахурцы после учебы не возвращаются в село.
Многие даже не остаются в Дагестане, предпочитая жить и работать в России, где многие становятся преуспевающими бизнесменами и предпринимателями, ориентируясь, в основном, на производстве мягкой мебели. Но и вдали от родины они не теряют связь с земляками.
За всю свою многовековую историю Цахур испытал немало тягот и лишений.
В результате схода серии снежных лавин в 2003 и 2005 годах были снесены школа и несколько домовладений. И каждую зиму жители живут в постоянной тревоге. Разговоры о переселении оказались пустословием. Мало того, никто до сих пор не получил компенсацию за ущерб. Благо была построена новая школа, которая второй год подряд входит в число лучших школ республики по итогам сдачи ЕГЭ.
Живут в Цахуре трудолюбивые люди, такие как Казибек Азизов — мастер на все руки, он же администратор Цахурской РТПЦ, и каменщик, и электрик, и пчеловод, садовод, и кузнец. Нет человека, которому не помог бы Казибек Саламович. Когда появились электрические печки для готовки хлеба, многие домохозяйки предпочли их родной «куре», только не свояченицы Сафарова Тамара и Рена. Хлеб, который они делают славится во всем Горном Магале.
Ныне в Цахуре, в котором в свое время было 12 тысяч домов, всего 35 домов. Средний возраст жителей от 45—50 лет. Основным видом жизнедеятельности, как и столетия назад, является животноводство и земледелие. Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянные перебои электричества, плохие дороги, отсутствие мобильной связи, ручную заготовку дров и сена и многое другое, цахурцы полны оптимизма. Огня в душе, переданного им предками, не становится меньше.
Юсуф Камазов, газета "Настоящее время", 2008 №36 от 12 сентября
|
|
05.09.2013 | Просмотров: 2892 |
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
- Новое в комментариях - |
|
|
|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
|